Информационно-аналитический журнал «Асимметричные угрозы и конфликты низкой интенсивности», октябрь 2008г.

28 июня 2022

ГЛОНАСС/GPS – благо или зло

Некоторые особенности современного этапа внедрения навигационно-телематических спутниковых систем на базе ГЛОНАСС/GPS в Российской Федерации  и возможные угрозы национальной безопасности государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации бурными темпами идет формирование высокотехнологичной инновационной отрасли экономики страны связанной с масштабным внедрением во все ее отрасли спутниковых навигационных технологий на базе ГЛОНАСС/GPS и оказания целого комплекса услуг на основе вышеуказанных технологий. Однако бесконтрольное массовое внедрение навигационно-телематических спутниковых систем (НТСС) в критически важные отрасли экономики страны несет в себе угрозу безопасности государства.

Развитее рынка навигационно-телематических услуг (НТУ) в РФ, начавшего формироваться в 2001-2002 годах, обусловлено несколькими основными факторами:

  1. снятием США ограничений на достоверность данных навигационной системы GPS на территории РФ. (Технически стало возможным локализовать местоположение объекта с точностью до 25-30м).
  2. бурным развитием сети сотовой связи стандарта GSM на территории РФ сразу несколькими ведущими операторами. (Появилась техническая возможность организации недорогого канала связи между объектами контроля и диспетчерскими центрами не зависимо от региональных особенностей).
  3. ростом количества автотранспортных средств иностранного производства, требующих высоконадежных систем охраны от противоправных действий (сформировался рынок сбыта).
  4. рост стоимости горюче-смазочных материалов в бизнес-цепочке любого продукта обеспечил массовое внедрение НТУ в сегмент корпоративного и ведомственного автотранспорта в последние два-три года с целью контроля расхода топлива.

Все это способствовало началу развития целой отрасли экономики связанной с разработкой и производством аппаратуры потребителей (навигационно-телематических модулей) и оказания услуг в области мониторинга автотранспортных средств и осуществления охранных (противоугонных) функций. В период с 2003 по 2006 годы,  де-факто, сложились основные правила игры в данном сегменте рынка и основные игроки, как в сфере оказания охранных услуг, так и в области осуществления мониторинговых функций на транспорте. На сегодняшний день сформировались два основных сегмента рынка НТУ в РФ:

  1. Спутниковые противоугонные системы (СПС). Основные игроки представлены иностранными технологиями (Италия, Израиль, Прибалтика), многие программно-технические решения имеют фискальные функции, у ряда операторов услуги СПС акционеры не являются резидентами РФ. Объем охваченных данной услугою транспортных средств – около 300 000 единиц с ежемесячным приростом порядка 7 000 единиц, 80% из которых находятся в гг. Москва и С-Петербург.
  2. Системы мониторинга корпоративного автотранспорта. В данном сегменте рынка лидирующие позиции занимают российские разработчики и производители оборудования и программного обеспечения, однако в последнее время заметна экспансия иностранных производителей и технологий. Данный сегмент рынка НТУ является особо уязвимым к неправомочным действиям и деструктивным воздействиям на транспортную инфраструктуру страны, так как именно он является приоритетным направлением внедрения систем ГЛОНАСС на транспорте на ближайший период времени. (Постановление Правительства РФ № 641 от 25.08.2008 г.)

Что же на сегодняшний день представляет из себя типовая НТСС? 

Рассмотрим следующий рисунок

Современная НТСС – это высокотехнологический комплекс, состоящий из трех основных подсистем:

  1. Диспетчерский центр системы – программно-аппаратный комплекс для приема, обработки и передачи навигационно-телематической и иной информации НТСС.
  2. Система связи – среда передачи информации от бортовых навигационно-телематических модулей (БНТМ) к ДЦ системы и между другими элементами НТСС (в основном это развернутые коммерческие системы связи – сотовой, спутниковой, транковой и др.)
  3. Бортовой навигационно-телематический модуль (БНТМ) – устройство обеспечивающие функции: мониторинга местоположения, технического состояния контролируемых параметров, голосовой связи и передачи данных от подвижного объекта контроля на ДЦ НТСС.

Работа системы выгладит следующим образом. БНТМ устанавливается на контролируемое автотранспортное средство и подключается к жизненно важным подсистемам контроля его состояния посредством различных датчиков и интерфейсов. БНТМ состоит из трех основных узлов: навигационного модуля ГЛОНАССGSM, беспроводного трансмиттера (GSMGPRSСпутниковой связи) и контроллера для обработки информации на БНТМ.

Информация о мобильных и стационарных объектах (координаты, показания датчиков, сигналы тревоги, путевые и аппаратные события, текстовые сообщения) передается на диспетчерские центры, где сохраняется в базах данных для последующего анализа.

Данные, собираемые системой, можно использовать различным образом: отображать местоположение объектов на электронной карте, вести табличный учет состояния объектов, подсчитывать статистику (пройденный путь, время стоянок и т.п.). При этом в локальной сети организации могут одновременно работать несколько различных программ просмотра и анализа дан­ных. Подсистемы анализа позволяют отображать местоположение ТС на электронной карте, выдавать сигналы и справочную информацию диспетчеру в случае каких-либо происшествий, передавать текстовые сообщения и оказывать активные воздействия на объекты (блокировка дверей и двига­теля). Использование различных вариантов визуализации этой информации по­зволяет строить различные, адаптированные к конкретным задачам, системы поддержки принятия решения диспетчером.

Анализируя российский рынок предоставления НТУ можно заметить, что на сегодняшний день значительное (а некоторых сегментах и подавляющее) место на рынке занимают компании, использующие исключительно зарубежные технологии, как в оборудовании, так и в программном обеспечении. Во многих из них в структуре акционерного капитала присутствуют иностранные бенефициары, топ-менеджмент ряда компаний общается с сотрудниками и клиентами на английском языке. По данным ряда СМИ иностранные государства проявляют значительный интерес к увеличению своего присутствия на российском рынке НТУ в свете усиления государственного внимания к отечественной системе ГЛОНАСС. Нельзя исключать и место иностранных спецслужб в данной деятельности. На сегодняшний день с рядом ведущих игроков начались переговоры о вхождении зарубежных компаний в акционерный капитал с целью более плотного присутствия в государственных программах по оснащению транспорта НТСС в РФ.

До 2006 года роль государства в регулировании и стандартизации данного сегмента была минимальна. Однако после принятия решения руководством страны о поддержке отечественной спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС была проведена большая работа по формированию нормативно-правовой и технологической базы для развития рынка НТУ в РФ, в котором принимает активное участие ряд федеральных министерств и ведомств (Минобороны, Минтранс, Роскосмос, МВД и др.). Однако нигде не рассматривается тот факт, что программы внедрения НТУ во все сферы экономической и оборонной деятельности страны влекут за собой огромную угрозу национальной безопасности с той точки зрения, что НТСС является  по своей сути системой двойного назначения с двухсторонним каналом управления контролируемых объектов. Это означает, что имеется техническая возможность осуществления следующих действий со стороны третьих лиц:

  1. перехват информации, несанкционированный контроль за объектом мониторинга;
  2. внесение искажений в информационные потоки систем мониторинга и контроля;
  3. перехват команд управления с возможностью дистанционного блокирования работы двигателей автотранспортных средств и исполнительных устройств на них;
  4. организации несанкционированного аудио-(видео) контроля салона автотранспортного средства находящегося в системе;
  5. организации утечки персональных данных пользователей системы;
  6. организации утечки за пределы РФ всех данных клиентов, а также маршрутов и графиков их передвижения.

Все эти факторы в совокупности показывают высокую уязвимость системы к деструктивному воздействию со стороны заинтересованных лиц.

На сегодняшний день идет массовое внедрение НТСС на пассажирский и коммунальный транспорт во всех субъектах Российской Федерации, транспорт перевозящий опасные и ценные грузы что напрямую прописывается рядом нормативных документов (Постановление Правительства № 641 от 25.08.2008 года). Однако на сегодняшний день не менее половины доли рынка занимают системы иностранного производства, некоторые операторы НТУ осуществляют свою деятельность на серверах физически размещенных за рубежом. Программно-аппаратные комплексы Диспетчерских центров ряда операторов имеют прямое подключение к серверам разработчиков за рубежом для отладки и актуализации программного обеспечения. Все базы данных по клиентской базе, графикам и маршрутам их перемещения дублируются на зарубежных серверах.

Давайте смоделируем ряд возможных ситуаций в свете вышеназванных недекларированных возможностей НТСС.

Ситуация 1 – Вы законопослушный гражданин, федеральный служащий среднего и высшего звена, крупный бизнесмен или просто работник некой структуры – стали «интересны» третьим лицам. На вашей личной (служебной) машине стоит модный, дорогой спутниковый противоугонный комплекс, гарантирующий Вам 200% защиту от угона, разбойного нападения и т.д. Однако в цепочке передачи информации от вашей машины к оператору НТУ существует посредник – оператор сотовой связи. Именно на данном участке информационной цепочки возможен несанкционированный перехват информации о вашем передвижении, графиков и маршрутах следования, а также несанкционированная прослушка салона автомобиля. Спецаппаратура для контроля каналов связи стандарта GSMGPRS уже давно существует и ее стоимость с каждым месяцем падает. Утечка информации о вашем образе жизни происходит на том элементе инфраструктуры, на котором даже невозможно ее определить.

Ситуация 2  -  в полном соответствии с Постановлением Правительства РФ № 641 от 25.08.2008 г. спецтранспорт перевозящий, допустим, радиоактивное специзделие (опасный груз) или спецпассажиров (ученых, членов правительства, заключенных или детей) вызвал «интерес» со стороны террористической группировки. Посредством специальных технических средств  радиоэлектронной борьбы осуществляется подавление сигналов слежения НТСС и осуществляется ложное «навязывание» информации на Диспетчерский центр системы контроля. То есть - на ДЦ НТСС приходят данные в тех же форматах, с той же интенсивностью о предполагаемом маршруте следования контролируемого автотранспортного средства перевозящего опасный груз. Тревоги нет. Но и груза уже нет.

Ситуация 3 – крупный мегаполис в 2011 году. Огромное количество автотранспортных средств физических и юридических лиц, весь муниципальный транспорт, транспорт МВД и МЧС оснащен БНТМ различных НТСС. Неожиданно в час «Х» происходит крупный диверсионный теракт, одновременно «НЕКТО» посылает сигнал управления на принудительную блокировку двигателей всех автомашин оснащенных НТСС. Последствия для мегаполиса (региона) можно представить. А если этот мегаполис в критическом для России регионе и это сопровождается с началом локального военного конфликта? …

Моделировать различные ситуации можно и дальше. К сожалению, на сегодняшний день в Российской Федерации процесс внедрения НТСС в критически важные для страны сегменты транспортной отрасли не регламентируются государством. Безопасность технологий и государственный контроль игроков данного рынка может уберечь нас от возможных неприятностей. Сегодня зарубежные игроки имеют ряд экономических преимуществ для возможности массового внедрения своей продукции в данный сегмент российской экономики, однако последствия их бесконтрольной работы в области обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры государства могут быть необратимыми. По мнению экспертов уже сегодня необходимо обеспечить «здоровый» государственный протекционизм отечественным производителям и технологиям при их сегодняшней полной технологической конкурентоспособности.

Учитывая высокую степень проникновения НТСС на весь транспортный комплекс РФ (в том числе автотранспорт мобготовности, авиацию, суда и железнодорожный транспорт), а также высокую степень оснащенности БНТМ  автотранспортных средств физических лиц, необходимо оценить всю степень угрозы в случае  использования недекларируемых возможностей системы для проведения негласных мероприятий, разведдеятельности, а так же возможностей системы для проведения крупномасштабных террористических и диверсионных операций на территории РФ. В рамках реализации ФЦП «ГЛОНАСС» выделяются огромные средства на финансирование ускоренными темпами, что должно привести к массовому использованию НТСС в ключевых секторах экономики РФ уже к 2011-2012 годам и иностранные государства и частные компании это знают и хорошо понимают всю «историческую» значимость момента. В данном случае речь может идти не только о технологической зависимости на долгие годы от зарубежных технологий, но и о вопросах безопасности важнейшей компоненты всей экономики страны.

Для предотвращения возможности реализации вышеуказанных угроз, государству необходимо в кротчайшие сроки (2008-2009 гг.) разработать порядок допуска технологий, оборудования и компаний на данный сегмент рынка в Российской Федерации, определить порядок взаимодействия с компетентными органами с точки зрения реализации мероприятий по обеспечению информационной безопасности систем мониторинга и контроля.

Выводы:

В ближайшие пять лет рынок НТУ в РФ ожидает бурный рост, в десятилетней  перспективе все транспортные средства (грузо- и пассажироперевозчики) будут оснащены системами мониторинга и контроля на основе СРНС ГЛОНАСС/GPS имеющими недекларированные возможности по реализации неправомерных мероприятий, проведения разведопераций, а так же террористических и диверсионных актов на транспорте. Необходимо в кротчайшие сроки определить вероятность и степень реальной угрозы национальной безопасности РФ в области НТСС и выработать государственную политику в сегменте разработки и внедрения навигационно-телематических спутниковых систем. Для более эффективной работы в данном направлении необходимо привлечь экспертное сообщество с целью максимального быстрого анализа текущей ситуации и выработке предложений по ее нормализации.