Аргументы неделi, №13(99),Черноземье, четверг 27 марта -2 апреля 2008г.

28 июня 2022

Полет «Навигатора»

Космические технологии прочно входят в обиход простых граждан

Еще несколько лет назад умные системы слежения можно было увидеть только в кино. С их помощью спецслужбы и суперагенты боролись с мировым злом. Сегодня этим никого не удивишь. Электроника помогает не только бороться с преступностью, но и экономить значительные средства, повышая эффективность любого производства. Впрочем, чем обернется для нас тотальный контроль – покажет лишь время.

Шпионам и не снилось

О системе «ГЛОНАСС» не слышал разве что только ленивый или глухой. Она активно внедряется на правительственном уровне. Государство хочет сделать космос ближе и надеется на его помощь в решении самых разных проблем. Дело за малым – за учеными, которые с невероятной скоростью погружаются в те потаенные глубины науки, которые еще вчера казались фантастикой. Примечательно, что лидером в этом отношении не всегда является Москва. Нередко основной научный прорыв происходит на периферии. Одна из таких «умных» компаний расположена в Орле. Ее название в точности отвечает специфике работы – «Навигатор Технолоджи». Эта компания работает на рынке высоких технологий уже восемь лет, но свою деятельность особо не афиширует. На что есть несколько причин. Научные разработки, которые ведутся в ее стенах, на первый взгляд, малоинтересны простому гражданину. Сложнейшее оборудование имеет специфичного клиента. Например, центр предлагает услуги по комплексной защите конфиденциальной информации и гостайны. Говоря простыми словами, специалисты способны защитить от любой утечки информации, на какие бы ухищрения ни шел тот, кто хочет ее получить. Сегодня существуют технологии, при помощи которых можно «скачать» информацию с компьютера по обычной сети питания 220 В или заземлению. Прослушать и записать разговор можно при помощи современных технических средств через стены, окна, даже батареи отопления. А сколько тайн способны рассказать разные электромагнитные излучения, совершенно невидимые глазу! В «Навигаторе» работают и небезуспешно, с «противоядием» против всего этого. В век развитого промышленного шпионажа уже не только сама информация, но и средства ее защиты, становятся поистине бесценными. Я уж не говорю о «святом» – ко многим разработкам научно-технического центра доступ простому смертному закрыт, так как они представляют собой государственную тайну.

Время собирать камни

Генеральный директор НТЦ «Навигатор Технолоджи» Александр Семкин не скрывает причин, по которым холдинг появился именно в Орле. Странное, на первый взгляд, географическое месторасположение (ведь Орел никогда не был наукоградом) объясняется просто. В Орле расположена Академия спецсвязи Федеральной службы охраны РФ, которая готовит первоклассных специалистов. Это и предопределило судьбу создания центра. - Восемь лет назад «Навигатор Технолоджи» был создан под специальные задачи «Госкомрыболовства», связанные с внедрением отраслевой системы спутникового мониторинга, - рассказывает Александр Семкин. – К тому моменту вопрос о функционировании системы, позволяющей с максимальной точностью определять координаты различных объектов, поднимался на самом высоком уровне. Было очевидно, что ее надо создавать и делать это необходимо с использованием отечественных технологий и разработок. Поначалу мы решали только научные задачи. Сегодня научно-исследовательские разработки у нас отделены от производства. За несколько лет компания прошла большой путь и превратилась в научно-производственный холдинг. Сегодня в ее структуре трудятся несколько сот человек. Кадры имеют особую ценность. Их поиском занимаются специально. Селекция ведется точечным методом, как в великих футбольных клубах. «Навигатор» наладил тесное сотрудничество с орловскими вузами, в его стенах постоянно проходят стажировку студенты профилирующих факультетов. Это позволяет проводить тщательный отбор кадров и постепенно готовить для себя высококлассных специалистов. Не менее тесно «Навигатор» сотрудничает с виднейшими учеными страны, совместно решая с ними сложные задачи и интегрируя их в практическую жизнь. Уровень специалистов настолько высок, что российский холдинг уже не первый год выступает в качестве эксперта для многих зарубежных производителей. - Взаимодействие строится не только на уровне готового решения, но и на уровне разработки, - рассказывает Александр Семкин. – Например, нам присылают на тестирование образцы новых микросхем, а мы выясняем уровень спроса на них и возможности их работы в климатических условиях России. Для нас сотрудничество с ведущими производителями электронных компонентов из США, Великобритании, Тайваня, Гонконга и Китая тоже очень выгодно, так как оно позволяет оперативно внедрять в практику самые современные мировые разработки. Мы не впереди планеты всей, но и далеко не аутсайдеры. С развитыми западными странами идем примерно на одном технологическом уровне и в организационной составляющей, но вот по законодательным инициативам они нас несколько опережают.

Прогресс непобедим

Сегодня «Навигатор» поставляет оборудование сразу для нескольких крупных «мирных» проектов. Без него их реализация была бы просто невозможна. Так орловскими системами спутниковой навигации оснащается муниципальный транспорт и коммунальная техника. Еще пару лет назад это происходило в порядке эксперимента. Сегодня муниципалитеты России выстраиваются в очередь за уникальной системой. Интерес продиктован сугубо финансовым аспектом. Основная задача спутниковой навигации – пресечение нецелевого использования техники, а значит - бюджетных средств и наведение порядка в интервалах движения общественного транспорта. Спутник позволяет в режиме реального времени следить за местонахождением того или иного объекта. Достоверность передачи данных просто поразительна – модули способны передавать с одного движущегося объекта до 256 событий. В этом на собственном опыте, порой, печальном, сумели убедиться водители более чем в десяти крупных российских городах. Система космического слежения была установлена на технику втайне от них. Водители даже не подозревали, что отныне за их работой установлен контроль. И сразу всплыли все их грешки. Например, в Туле водители мусоровозов попались на том, что сбрасывали мусор, не доезжая до свалок. Получившийся излишек бензина продавали на сторону. В Орле попались водители поливочных машин, которые вместо улиц поливали чужие огороды, и подметальных машин, которые вместо ночной работы спокойно спали в своих кроватях. Водители автобусов попадались на том, что за определенную мзду от маршрутчиков отстаивались на конечных остановках, предоставляя тем право в часы пик «снимать денежные сливки» с пассажиров. - В Волгограде на одном из транспортных предприятий, использовавших навигационные приборы, только за год добились экономии средств на 64 тонны топлива при том же объеме транспортных перевозок, - рассказал начальник отдела специальных проектов «Навигатор Технолоджи» Дмитрий Крахин. – В Ростове-на-Дону строительная компания оснастила системой навигации десять грузовиков. Через месяц оказалось, что горючего было израсходовано на 100 тысяч рублей меньше, чем за тот же период до установки системы. Так что средства, потраченные на приобретение системы мониторинга, окупились уже в первые месяцы ее работы. Средний показатель экономии ГСМ на муниципальных транспортных предприятиях после установки навигационных систем составляет тридцать процентов и выше. К тому же водители, осознавая, что их работа отслеживается, начинают подходить к ней с большей ответственностью. Впрочем, не всегда «нечистые на руку» работники воспринимают достижения прогресса благосклонно. В прошлом году, например, на орловском предприятии «Спецавтобаза по санитарной очистке города» произошел анекдотичный случай. Злоумышленники ночью сломали 13 антенн на коммунальных автомашинах, выведя из строя электронные терминалы. За руку никого не поймали, но бытует мнение, что никто, кроме самих водителей не мог этого сделать. Потуги все равно оказались напрасными. Оборудование восстановили.

Всемирная паутина

Еще один не менее масштабный и амбициозный проект, реализуемый на технической платформе «Навигатора», связан с созданием в стране одного из ведущих операторов услуг спутникового мониторинга - Единой Национальной Диспетчерской Системы. Проект создавался в поддержку отечественной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС – наш ответ западу, а точнее орбитальной группировке американской навигационной системы GPS. ЕНДС появилась в начале прошлого года для обеспечения безопасности перевозок и движения транспорта на российских дорогах. Сегодня диспетчерские пункты открыты во многих городах России и СНГ. Принцип ее работы строится аналогично принципу работы операторов сотовой связи. Даже если водитель пересек границу «своего» региона, умная спутниковая система будет «вести» его по дорогам, передавая от одного диспетчерского пункта к другому. «Роуминг» позволяет владельцам точно знать, где едет их автомобиль и в каком состоянии находится перевозимый груз. Диспетчерские пункты также выполняют функции информационного центра. «Заблудившись» в чужом городе, водитель может связаться с диспетчером ЕНДС. Точно зная местоположение машины, тот объяснит кратчайший маршрут до пункта назначения, подскажет нужный номер телефона или вызовет эвакуатор, на худой конец. Впрочем, спутниковую систему можно установить и на частную машину. В этом случае она фактически выполняет функции противоугонного устройства. А спрятаться от электронного космического ока крайне непросто. В прошлом году, например, при помощи спутника и ЕНДС была найдена машина, которую пытались угнать в столице, куда ее владелец приехал по делам из Волгограда. - Обычная сигнализация является лишь звуковой «трещалкой», которая не дает гарантии, что машину не угонят, - считает руководитель Департамента стратегического развития ЕНДС Игорь Садовников. - У нас принцип другой. При угоне или в случае нападения на водителя на пульт диспетчера приходит сообщение. После чего оператор связывается с клиентом, чтобы пояснить ситуацию, и в случае необходимости вызывает группу быстрого реагирования милиции или сотрудников частных охранных предприятий, с которыми мы заключаем договора. Специалисты говорят, без доли шутки, что в ближайшем будущем система мониторинга войдет в нашу жизнь так же просто и естественно, как когда – то вошли в нее компьютеры и мобильные телефоны. Означает ли это, что вся наша жизнь вскоре окажется «под колпаком»? Такой вариант не исключен. Впрочем, об этом мы вряд ли узнаем – обычно подобные секреты хранятся не за одним грифом «Совершенно секретно». А уж защищать такую информацию от утечки специалисты умеют.

Железный аргумент:

На протяжении ряда последних лет НТЦ «Навигатор Технолоджи» участвует в крупнейших международных выставках. В прошлом году в Лондоне на 13-ом всемирном конгрессе интеллектуальных транспортных систем интеллектуальный продукт получил высокую оценку экспертов за лучшее сочетание «Цена+ качество».